Сегодня пролистывая ленту одной из соц сетей, я наткнулась на пост о мотивации. Вопрос звучал примерно так: “А как вы мотивируете себя на самостоятельные занятия йогой?” И далее ряд ответов начиная от “меня мотивирует моя одежда для практики — я люблю наряжаться” до “ я просто заставляю себя и все, потому что знаю, что в конце мне будет хорошо”. Хочется сразу спросить: а что в начале вам всегда плохо?
Я лично никак не мотивирую себя. Для меня сам вопрос о мотивации уже содержит некий внутренний конфликт, который делит меня минимум на две части: та, которая считает, что надо практиковать, и та, которая делать этого категорически не хочет; та, которая мотивирует, и та, которую нужно мотивировать. Кто бы не победил, кто-то будет в проигрыше. Кто бы не одержал верх — внутреннее напряжение останется, а скорее всего усилится.
Если побеждает “плохой” — ленивый, то к нам сразу же приходит масса “приятных» гостей: и чувство вины, что не смог, не собрался, не дожал; и чувство стыда — какая же я тряпка, и чувство собственной несостоятельности, и ощущение никчемности и недостаточнохорошести. Может захотеться махнуть рукой и отложить занятия на долгое время — “чего уж там, все равно ничего не получится”. Эффект “все равно все пропало” позволит вам легко съесть не одно пирожное, а пять. “Терять-то нечего” — добавит ум, зацепленный за конкретный результат.

Если побеждает “хороший”, то вроде бы все не так плохо — ты смог, заставил себя, отжался, позанимался, все круто, ты молодец, возьми с полки пирожок. Мало кто уделяет внимание тому, что изначально какая-то часть внутри было против. И это часть оказалась проигнорированной, а следовательно стала еще более зажатой и напряженной. Это значит, что скорее всего в следующий раз сопротивление усилится. Как маленький ребенок тем сильнее будет кричать, чем больше его игнорируют. Да, рано или поздно даже самый отчаянный плач сойдет на нет и затихнет. Ребенок может даже уснуть — на этом основаны многие методы воспитания и приучения ко сну. В них есть рациональное зерно, но наобум следовать ему, равно как и любому другому методу, опасно. Наши теневые, непринемаемые части себя — те самые “плохие”, которые хотят поспать и шоколадку, которые хотят не отжиматься, а смотреть романтическую комедию или болтать с подружкой по телефону, как правило нами игнорируются, их сообщения остаются нераспознанными. Внутренний конфликт усиливается. В следующий раз нам приходится мотивировать себя еще сильнее, выезжать, как я это называю, на морально-волевых и силе характера. Что особенно грустно — это поощряется в нашем обществе. Дожать, собраться, взять себя в руки и, как совсем крайность, наступить на горло собственной песне. В нашем обществе приветствуется быть сильным, решительным, волевым.

Не поймите меня неправильно. Я не говорю о том, что надо потакать своим слабостям и каждый раз между ковриком для йоги и мороженым выбирать последнее. А вместо обучения и приобретения новых знаний — телесериал. В таком случае нас ждет обратная деформация. Апатия, вялость, леность и полное невежество.
Йога не про достигаторство и не про потакание слабостям. На мой взгляд, она про целостность. Ту самую целостность, при которой в принципе не встает вопрос о мотивации. В конце концов мотивировать себя на практику йоги это примерно как мотивировать себя (я пишу как женщина в данном случае) на секс с мужчиной. Ты либо мужчину хочешь и занимаешься с ним сексом всем своим существом, либо не хочешь и не занимаешься. Третьего не дано, не так ли? Ты либо хочешь заниматься йогой — и у тебя не возникает никакой необходимости в мотивации, в заставлении себя. Ты просто расстилаешь коврик и занимаешься. В удовольствие. Если твоему организму объективно надо отдохнуть, то гораздо более верным решением будет поспать. Если важнее провести время с мужем, ребенком или любимой подругой, если важнее повышивать крестиком, порисовать акварелью или просто поболтать ногами, сидя на берегу пруда, то надо делать именно это. Всегда надо выбирать то, что больше наполнит тебя, сделает радостнее, спокойнее и счастливее. Или как сказал один известный психолог — надо делать то, что хочется, и не надо делать того, чего не хочется. В раскрытии этого тезиса, кстати, он много рассуждает как раз на тему целостности и отсутствия внутреннего конфликта, который, по его мнению, вообще является признаком невротической личности.
Я понимаю, что может возникнуть справедливый вопрос — а если все время хочется спать, есть сладости и листать инстаграм, а не заниматься йогой? Что же все время потакать себе? Я только что писала, что нет. Но это непростой вопрос. Здесь надо разобраться в первую очередь, что именно внутри сопротивляется в данном случае занятиям. Это применимо к сопротивлением и в других сферах жизни. Нужно выявить причину этой внутренней раздробленности и психологической неудовлетворенности, корни которой скорее всего уходят в детство. Это небыстрая, непростая работа и многофронтальная работа, в которой придется задействовать много инструментов. Но только она может привести нас к той самой целостности и настоящей любви к себе, где не нужны ни мотивация, ни награды. Где нет, не проигрышей, ни побед, и где жизнь льется единым потоком легкости, радости и счастья.
